Челябинский застройщик рассказал, когда получат жилье 1755 дольщиков. Власти сомневаются

Строительство 20 домов в Челябинске и Копейске уже несколько лет фактически заморожено компаниями застройщика Александра Сребрянского. Квартир не могут дождаться 1755 дольщиков. Однако сам Сребрянский, будучи фигурантом уголовного дела о мошенничестве, уверен, что сможет за полтора года достроить все дома — просит лишь дать ему время и возможность найти оборотные средства и перезапустить бизнес. Однако не все собеседники Znak.com уверены в том, что эти обещания выполнить реально. 

По словам Александра Сребрянского, его компании работают на рынке с 1999 года. За это время построено и введено в эксплуатацию 28 домов. Первым был элитный дом в Челябинске на Пушкина, 12. 

«Мы прошли сложные годы, 99-й, 2008-й, — говорит Сребрянский. — Кредитовались в Сбербанке, после этого начали кредитоваться в „Межтопэнергобанке“. К 2016 году наш кредитный портфель достигал 500 млн рублей. С 2000 по 2018 годы введено в эксплуатацию 157 тыс. квадратных метров жилья».

В 2013 году Сребрянский решил взять участок в Копейске в микрорайоне Афон, где требовалось предварительно расселить людей из ветхо-аварийного жилья. Все так и сделали, переселив в 2014 году 68 человек, в том числе 18 детей. Но оказалось, что земля под старыми домами не была у собственников оформлена должным образом. 

Заместитель прокурора Копейска — о спорах вокруг микрорайона Афон

«В результате прокуратура и администрация подали на нас в суд на незаконность сделки по приобретению этой земли, так как земли якобы были выделены неправомерно, — рассказал Znak.com застройщик. — Мы им сказали, давайте тогда применим принцип регрессии: мы отдаем землю, а вы нам деньги, которые мы потратили на расселение. Суды шли два года и завершились в декабре 2017 года, землю у нас не забрали. Когда все это началось, тогда все и рухнуло. Кроме того, мы проиграли два суда по другой земле, на оформление которой также были потрачены средства. Это 40 гектаров в Старокамышинске и участок в парке в центре Копейска. Прокуратура отсудила у нас эту землю».

Интересно, что даже когда шли суды, застройщик привлекал деньги дольщиков на строительство, хотя не знал, какова судьба земли и прав на нее. Правда, Сребрянский говорит, что строить начали до того, как появились претензии. 

«В 2014 году у нас появился Крым, подскочили цены, цены на недвижимость пошли вниз, рынок просел, выручка просела. Кроме того, все оборотные средства оказались заморожены из-за судебных тяжб по гражданским делам. В итоге нам оказалось не на что строить, — объясняет застройщик причины остановки стройки. — Но все деньги — в стройке, мы ничего не выводили. В 2017 году меня арестовали, и все выбили окончательно. Ведь весь бизнес надо держать на контроле, а если я под арестами, в СМИ идут негативные публикации, то все стопорится». 

Сейчас в Копейске у Александра Сребрянского не достроено 11 домов с количеством от 50 до 189 квартир. В них должны жить 1277 дольщиков. Не менее сложная ситуация с девятью домами в Челябинске на улице Набережной. Здесь квартир ждут более 500 человек. 

Многие дома находятся в высокой степени готовности, и для их сдачи нужно всего лишь получить документы. Но в таком состоянии дома стоят уже длительное время. Сдать их должны были еще в 2016 году.

Еще один момент, из-за которого, по словам бизнесмена, стопорится его бизнес — проблемы с банками. «Межтопэнергобанк», где у компании был кредит в 150 млн рублей, обанкротился. В результате заем перешел в МСП-банк, а залог — «Бакальский завод горного оборудования» — оказался у Агентства по страхованию вкладов. 

«Мы не можем получить из АСВ залог с июля 2017 года. Стоимость завода — 400 млн рублей. Но мы не можем его продать», — говорит Сребрянский.

АСВ не отдаст залог, пока не будет погашен заем. Но заем предприниматель не гасит. Долг по кредиту сейчас составляет около 170 млн рублей.

Александр Сребрянский уверяет, что он смог найти общий язык в другом банке и вышел на кредитование, но снова все испортил арест в рамках уголовного дела: кредитный комитет отказал бизнесмену. 

«В марте 2018 года, спустя долгое время, мы получили документы по продаже земли компании ООО „Радуга“ (ЖК „Радуга“, также возбуждено уголовное дело об обмане дольщиков) на Краснопольской площадке в Челябинске. Надеялись, что за счет этих средств запустим все, но в апреле у меня снова прошли обыски, а в мае мне уже предъявляют обвинение и опять выходят на арест. Снова все подвисло. Так и получается: только все выстроим, хлопок — и все заново», — рассказывает застройщик.

Челябинского застройщика, обвиняемого в хищении денег дольщиков, выпустили на свободу

Александр Сребрянский говорит, что у него есть понимание с инвестором, который готов будет взяться за его дома. Но инвестора не называет, утверждая, что пока нужна стабильность.

«Нам надо восстановить бюджет компании. Это возможно. Надо время, и мы все достроим. Квартир много продано даже там, где малая степень готовности. Дайте нам 2019 год — мы основную массу введем в Копейске. Нужно просто объяснить людям ситуацию, что нужно чуть-чуть подождать, не четыре года, как при банкротстве может быть. Так же не бывает, что человек с 1999 года строит, а вдруг решил денег украсть, — заключил застройщик. — Мне надо хотя бы квартал стабильно поработать и все запустить».

На банкротство Сребрянский выходить не собирается и видит это последним и самым худшим вариантом. 

На достройку домов в Копейске застройщику нужно 428,9 млн рублей. Для окончания строительства жилых домов в границах улиц Шенкурская — Болейко — набережная реки Миасс — Братьев Кашириных нужно 309 млн рублей. 

Как рассказал Znak.com вице-губернатор Челябинской области Сергей Шаль, курирующий строительную отрасль, объекты Александра Сребрянского находятся на контроле регионального правительства. Однако формальных оснований для включения дольщиков его компаний в реестр обманутых пока нет.

«Сребрянский каждый месяц отчитывается о проделанных работах на небольшие суммы, — отмечает Сергей Шаль. — То есть формально строительство идет, хоть и медленно. Это означает, что оснований для введения процедуры банкротства нет. О положении дел на строительных объектах Александра Сребрянского мы можем судить с его слов. По нашей информации, в Копейске у него в низкой степени готовности находятся 3-4 дома. При этом ситуация осложняется тем, что, если продать там все свободные квартиры, можно получить порядка 600 млн рублей. А на достройку объектов требуется порядка 900 млн. По Челябинску у нас точных данных нет, но там положение лучше, поскольку дома находятся в высокой степени готовности».

В Челябинске на очередного застройщика, затянувшего сдачу дома, завели уголовное дело

Из сказанного на совещаниях в региональном правительстве можно сделать вывод, что своих средств у застройщика нет совсем. Однако, со слов Сребрянского, есть некие партнеры, которые обещают профинансировать завершение строительства.

«О своих „партнерах“ Сребрянский говорит уже на протяжении года, — вспоминает один из участников совещаний по проблемам обманутых дольщиков. — Тем не менее никакой конкретики по срокам и объему финансирования дать не может. И какие-то „обстоятельства непреодолимой силы“ постоянно мешают им включиться в процесс. Летом Сребрянский говорил, что знает, где взять средства, и, если бы не домашний арест, стройка бы уже кипела. Тем не менее когда он вышел под залог на свободу, ничего не изменилось. Внятного бизнес-плана никто так и не увидел. Сложность в том, что формально люди, которые, вроде как, обещали помочь с достройкой, нигде не присутствуют, поэтому надавать на них сложно, им ничего не предъявить».

Участники строительного рынка считают, что проблема Александра Сребрянского в том, что возведение его объектов всегда происходило по принципу пирамиды. Не имея собственных средств, он активно привлекал деньги дольщиков. Когда они заканчивались, объявлял о начале строительства другого дома и собранные там средства направлял на достройку первого. Постепенно количество объектов увеличивалось. А когда собирать стало уже не на что, пирамида рухнула.

«Проблемы фирм Сребрянского сравнивают с тем, что происходило в строительных компаниях „Гринфлайт“ и „Речелстрой“. Однако тут положение еще хуже, поскольку у „Гринфлайта“ и „Речела“ были активы, реализация которых позволяла бы изыскать недостающие средства. В данном случае активов, насколько я понимаю, нет, а свободных площадей в недостроенных объектах недостаточно. Это ставит под сомнение перспективу привлечения стороннего инвестора», — считает источник в строительной отрасли, попросивший не называть его фамилию.

Вице-губернатор Сергей Шаль подтверждает: найти инвестора для данных объектов будет непросто. 

«Мы рассматриваем вариант смены застройщика как наихудший, — прокомментировал он. — Но для этого потребуется введение банкротства по всем объектам, назначение конкурсного управляющего. Но это будет долгий процесс. В случае с компанией „Гринфлайт“ был иной путь: там акционеры согласовали смену генерального директора на Олега Лакницкого, который привел „Трест Магнитострой“ в качестве генерального подрядчика и инвестора. Но застройщиком формально остался „Гринфлайт“. Похожая история была в компании „Речелстрой“, где „Западный луч“ стал инвестором и генеральным подрядчиком, но застройщик не менялся. Пока внятных инвесторов (как Лакницкий и Вайнштейн), которые могли бы профинансировать достройку домов компании Александра Сребрянского, не просматривается».

Нет понимания и с тем, какой «бонус» могут предложить власти компании, которая согласится вложить средства в стройку без перспективы их возврата.

Источник: znak.com

Новые Технологии