Дело об обрушении крыши цеха на ЗиКе, где выпускают «Бук» и С-400, передано в суд

Так выглядел цех ЗиКа сразу после обрушения крышиГУ МЧС по Свердловской области

Первый отдел по расследованию особо важных дел свердловского управления СКР завершил расследование дела об обрушении кровли на Машиностроительном заводе имени Калинина (входит в холдинг «Алмаз-Антей»), где осенью 2016 года погибли 4 человека и еще 16 получили травмы различной степени тяжести, сообщили Znak.com в пресс-службе свердловского управления СКР. Сегодня, после того как обвинительное заключение по этому делу подписал зампрокурора Свердловской области Александр Чернышев, оно было направлено на рассмотрение в Орджоникидзевский райсуд Екатеринбурга.

Обвиняемыми по этому делу проходят заместитель главного инженера ЗиКа Владимир Гаганов, сотрудник отдела № 49 реконструкции и эксплуатации зданий завода Валерий Шмелев, учредитель ООО «СК „Крона“» — строительной фирмы, которая выполняла часть работ на крыше рухнувшего корпуса № 15, Юрий Ожиганов и бывший директор ООО «Наш дом», еще одной компании, которую привлекали для ремонта кровли, Илья Кондрашин.

Первоначально, 9 ноября 2016 года, дело было возбуждено по части 3 статьи 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности при проведении строительных работ»). Через день, 10 ноября 2016 года, было возбуждено еще одно дело, на этот раз по части 3 статьи 238 УК РФ («Выполнение работ, не соответствующих требованиям безопасности»). Следом, 11 ноября того же года, было возбуждено третье уголовное дело по части 3 статьи 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности») и части 2 статьи 118 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности»). Затем все эти дела были объединены в одно производство.

Летом 2016 года цех был обследованпредоставлено Александром Абрамовым

В окончательной версии обвинении Гаганову, Шмелеву, Ожиганову и Кондрашину инкриминируется часть 3 статьи 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»), часть 2 статьи 118 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум и более лицам, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей») и часть 3 статьи 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности при ведении строительных и иных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).

Следствие настаивает на том, что заместитель главного инженера по эксплуатации основных фондов завода Гаганов «не организовал надлежащего обследования технического состояния строительных конструкций корпуса № 15» ЗиКа, а также не проводил должного контроля за ходом «ремонтно-строительных работ по усилению конструкции корпуса».  

При этом еще в сентябре 2016 года как минимум дважды во время рабочих встреч начальник отдела № 49 ЗиКа Александр Орловский сообщал Гаганову об аварийном состоянии корпуса № 15. Более того, он передал ему служебную записку о плачевном состоянии здания, которую подготовил на основании отчета об обследовании его конструкций, которое провели специалисты челябинского ООО «ЭлектроСтрой» и еще одной привлеченной структуры — ООО «Уралкомплект-наука». Согласно служебной записке Орловского, стропильные фермы корпуса № 15 ЗиК по состоянию на июнь 2016 года находились в аварийном состоянии, в связи с чем требовалось вывести его из эксплуатации и запретить доступ людей внутрь.

Фермы, на которых держалась крыша, были поврежденыпредоставлено Александром Абрамовым

«Однако заместитель главного инженера Гаганов не предпринял мер по приостановлению или запрещению эксплуатации корпуса № 15, а также посещению его людьми», — гласят выводы следствия. Более того, предприятием по результатам торгов были заключены договоры подряда с ООО «СК „Крона“» и ООО «Наш Дом» на реконструкцию кровли корпуса № 15. Кроме того, ООО «Гласс-Строй», директором которой выступал Кирилл Мостовщиков — сын бывшего главы свердловского облизбиркома Владимира Мостовщикова, получило подряд по устройству на обветшалом здании цеха № 15 вентилируемого фасада.

Руководство ООО «СК „Крона“» и ООО «Наш Дом», по мнению следствия, виновно в том, что их подчиненные при проведении работ организовали складирование строительных материалов и оборудования на несущих конструкциях кровли корпуса № 15 и выполняли устройство новой рулонной кровли корпуса поверх ранее существовавшей. «Все это в совокупности привело к увеличению нагрузки на стропильные фермы корпуса № 15 и обрушению конструкции», — считает следствие.

Так, согласно заключению судебной комплексной комиссионной строительно-технической экспертизы, несущая способность элементов ферм корпуса № 15 не была обеспечена и фактические нагрузки превысили проектные нагрузки в 2-2,7 раза. При этом исполнительная документация по ведению ремонтно-строительных работ подрядчиками «не велась», а заказчик не уведомлялся «о необходимости освидетельствования скрытых работ».

Так выглядела кровля. Слои никогда не меняли, с 1965 года новые слои укладывали на старые, прохудившиесяпредоставлено Александром Абрамовым

Инженер по техническому надзору второй категории отдела № 49 Шмелев, как полагает следствие, «достоверно зная о проведении сотрудниками ООО «СК „Крона“» и ООО „Наш Дом“ скрытых работ по демонтажу предыдущей кровли корпуса № 15», не принял мер «по соблюдению правил безопасности при ведении строительных работ». Его действия также способствовали тому, что произошла трагедия, в результате которой погибли 4 человека и еще 14 получили различные травмы.

Между тем адвокат Ожиганова Александр Абрамов ранее в беседе с корреспондентом Znak.com отмечал, что его подзащитный не признает своей вины. По словам Абрамова, строители, с которыми был заключен подряд на ремонт кровли корпуса № 15 ЗиКа, не могут нести ответственности за действия руководящих работников этого предприятия, которые знали о его аварийном состоянии, но тем не менее отправили подрядные организации ремонтировать кровлю и стены. Кроме того, защитники обвиняемых заявили, что располагают информацией, согласно которой построенный еще в 1965 году корпус № 15 так и не был официально введен в эксплуатацию в связи с грубыми нарушениями проектной документации при обустройстве несущих конструкций. Соответственно, нахождение там людей было в принципе противозаконно.

Наконец, Абрамов выразил недоумение по поводу избирательности действий сотрудников первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР. 18 мая 2018 года они прекратили уголовное дело по поводу обрушения на ЗиКе в отношении директора ООО «ЭлектроСтрой» Ильяса Зайнутдинова, начальника отдела обследования сооружений Ивана Зубарева, а также экспертов компании Алексея Кутнего, Дениса Касатова, Антона Габова и Дмитрия Сроболевского, которые проводили обследование корпуса № 15, директора ООО «Гласс-Строй» Кирилла Мостовщикова, чья структура занималась ремонтом фасадов здания, и начальника отдела № 49 ЗиКа Андрея Орловского. При этом оставили в списке обвиняемых учредителя ООО «СК „Крона“» Юрия Ожиганова, который не имел непосредственного отношения к производству работ на кровле цеха № 15, и бывшего директора ООО «Наш дом» Илью Кондрашина.

К слову, обвинение также предъявлялось бывшему директору «СК „Крона“» Андрею Андриевскому. Однако уголовное дело отношении в отношении него было прекращено в связи со смертью обвиняемого.

ЗиК, напомним, относится к числу важнейших оборонных предприятий страны. Он входит в концерн «Алмаз-Антей» и известен своими ракетными комплексами «Бук», а также С-300 и С-400. Обрушение цеха № 15, расположенного между 42-м и 10-м цехами, произошло около 12:40 9 ноября 2016 года. Во время происшествия погибли четыре человека. Еще 16 пострадали и были доставлены в ГКБ № 23. Трое из них попали в больницу с травмами, которые судмедэксперты назвали тяжким вредом здоровью.

На место ЧП лично выезжал глава Свердловской области Евгений Куйвашев, который провел штаб по ликвидации последствий произошедшего.  

11 ноября 2016 года следователи задержали 43-летнего бизнесмена, совладельца ООО «СК „Крона“» Юрия Ожиганова. Однако Ленинский райсуд Екатеринбурга, а затем и Свердловский областной суд последовательно отклонили ходатайство следствия и прокуратуры взять Ожиганова под стражу.

При этом в декабре 2016 года прокурор Свердловской области Сергей Охлопков на встрече с журналистами заявил, что при ремонте корпуса № 15 отмывались деньги. «Было аварийное здание, и его надо было просто списывать, а не деньги выделять на него. Следствие никому пока не предъявило окончательного обвинения, поэтому я не могу много говорить. Но схема была такой: недобросовестные лица выделили 20 млн рублей на ремонт крыши. Фактически объем ремонта там был другой. Затем решили это все списать. Изменили конфигурацию окон, соответственно, изменили саму нагрузку (имеет в виду нагрузку, которую выдерживала коробка заводского корпуса — прим. ред.), выпал снег, и это все рухнуло», — рассказал тогда Охлопков.

Источник: znak.com

Новые Технологии