Депутаты думы ХМАО одобрили главный финансовый документ на следующую трехлетку

Больше всего вопросов к бюджету было у депутатов Евгения Маркова и Михаила СердюкаВероника Завьялова / Znak.com

Дума Югры утвердила бюджет на 2019–2021 годы. Как передает корреспондент Znak.com, не все депутаты поддержали проект главного финансового документа ХМАО. Снова против голосовали представители фракции ЛДПР. Депутаты объяснили, что не могут согласиться с политикой региональных властей по льготированию «нефтянки» при недостаточной поддержке муниципальных образований. Некоторые представители «Единой России» тоже были крайне недовольны тем, как распределено финансирование на строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Но, покритиковав чиновников, они все же поддержали проект в том виде, в каком он поступил в думу. 

Директор департамента финансов ХМАО Вера Дюдина пояснила, что параметры бюджета рассчитаны на базовый сценарий, исходя из консервативной оценки прогноза развития экономики и сохранения или даже усиления санкций в отношении РФ. Поэтому представлена умеренная динамика снижения цен на нефть и объемов добычи углеводородов, а также незначительный рост среднегодового курса доллара США к рублю. 

Доходы бюджета ХМАО в 2019 году планируются на уровне 187,5 млрд рублей. Это на 11,8% меньше, чем доходы за 2018 год. 

В 2020 году доходы планируются на уровне 188,6 млрд рублей, в 2021 году — 189,1 млрд рублей. Расходы на 2019 год запланированы на уровне 208 млрд рублей, в 2020 году — 213,4 млрд рублей, в 2021 — 215,1 млрд рублей. Дефицит бюджета на 2019 год составит 20,4 млрд рублей, на 2020 год — 24,8 млрд, на 2021 год — 26 млрд рублей. В последующие два года чиновники намерены покрывать дефицит благодаря заемным средствам и за счет продажи имущества, находящегося в госсобственности. Так, в 2020–2021 годах власти ХМАО предусматривают возможность новых рекордных выпусков гособлигаций — в объеме 27,5 млрд и 29 млрд рублей соответственно. На погашение долговых обязательств, привлеченных с 2014 по 2017 год, в 2019 году будет направлено 1,4 млрд рублей, в 2020 году — 1,8 млрд рублей, в 2021 году — 3,9 млрд рублей.

Вера Дюдина пояснила, что бюджет ориентирован на достижение национальных целей, поставленных президентом РФ, и ключевых приоритетов повышения качества жизни югорчан. По ее словам, ХМАО будет реализовывать 11 нацпроектов. На это потребуется 28 млрд бюджетных средств (с учетом Федерации всего запланировано 45 млрд).

Одна из первых тем, которую озвучили депутаты, касалась выпадающих доходов бюджета ХМАО из-за изменений федерального законодательства. 

Речь идет о двух решениях федеральных властей. Так, только в 2019 году округ потеряет почти 38 млрд рублей из-за исключения с 2019 года движимого имущества из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций. Еще 10 млрд рублей — из-за пролонгации до 2024 года решения о централизации 1% налога на прибыль организаций в федеральный бюджет.

Спикера думы Бориса Хохрякова интересовало, возместит ли Федерация эти потери? Вера Дюдина пояснила, что лишь частично. Всего, по ее оценке, за три года будет компенсировано примерно 6-7 млрд рублей.

Она уточнила, что регионам повысили нормативы по акцизам на крепкий алкоголь (за три года ХМАО получит дополнительно 710 млн) и нефтепродукты (с 2020 по 2021 год поступления составят 848 млн), также поступят дополнительные доходы от штрафов за нарушение ПДД (1,2 млрд рублей). Кроме того, по словам Веры Дюдиной, Югра впервые может получить дотацию на сбалансированность бюджета. «Мы всегда не попадали на эту дотацию из-за нашей высокой обеспеченности. Но сейчас она рассчитывается без учета этого параметра. Цифра пока рабочая, порядка 3 млрд рублей мы ожидаем», — сообщила она депутатам. 

Еще одна «горячая» тема, которая волновала народных избранников, — строительство школ. «Какой объем средств на это выделяется и будем ли мы ликвидировать вторую смену?» — поинтересовался депутат Сергей Великий. Вера Дюдина озвучила, что в ближайшие три года планируется построить 37 школ. На это выделено 9 млрд рублей. 

Замгубернатора Всеволод Кольцов пояснил, что задача по переходу на одну смену будет выполняться в два этапа. «К 2021 году нужно уйти от двухсменки в начальной школе и выпускных классах, а к 2024 году — полностью перейти на одну смену. У нас есть ряд осторожных и выверенных аргументов о том, что с учетом трендов и прогнозов при таком подходе через 7-10 лет не все школы будут заполнены в полном объеме. И, возможно, последуют некая актуализация этой задачи. Но к 2021 году начальные школы и выпускники точно перейдут на одну смену», — заверил он.

Несколько вопросов были посвящены жилищному блоку. Алексей Андреев интересовался, сколько квадратных метров планируется построить в округе в ближайшие три года и как эти планы обеспечены финансово. Ответил ему замгубернатора Андрей Зобницев. По его словам, по прогнозу, планируется возводить от 850 тыс. квадратных метров жилья в 2019 году до 1 млн квадратных метров к 2024 году.

Депутат просил подробности, а именно: на какие суммы могут рассчитывать инвесторы в 2019 году? Но эти данные так и не прозвучали. Андрей Зобницев лишь порекомендовал застройщикам не рассчитывать только на бюджетные деньги. 

«Мы стимулирует ввод жилья, снос аварийного жилья, и приличная сумма заложена на оказание мер поддержки горожан, которые выходят на рынок недвижимости», — пояснил Зобницев. Александр Сальников поинтересовался, нет ли необходимости менять существующий порядок по выкупу жилья, в том числе выкупать с меньшим процентом готовности. Такие предложения, по его словам, вносят некоторые муниципалитеты. Куратор отрасли пояснил, что в новой программе уже предусмотрен ряд новшеств, в частности, по выкупу жилья. Всего на эти цели за три года планируется потрать 7,5 млрд рублей. Еще 12 млрд рублей выделено на поддержку отдельной категории граждан, участвующих в жилищных программах. 

Степан Пыталев просил пояснить запланированные расходы властей на строительство муниципального полигона в Нефтеюганском районе: «Это же концессионное соглашение, для чего выделяются бюджетные средства?» Чиновники указали, что это капитальный грант. «На подготовительные работы концессионером уже израсходовано 250 млн рублей. Для снижения тарифной нагрузки на население предусмотрено выделение гранта концессионеру в районе 214 млн рублей. Но это с учетом уже выполненных работ», — пояснил руководитель службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО Сергей Пикунов. 

Любовь Малышкина подняла тему существенного снижения финансирования расходов на  ЖКХ. 

«Ни по одной статье я не вижу такого снижения. Хотя проблем остается много, так как основные сооружения строились нефтяниками в 80-е годы и давно наступил срок их реконструкции. Большая была программа, и вдруг резкое снижение по финансированию», — обозначила она проблему. По ее словам, в бюджете проект по строительству ВОСов в Лянторе, который прошел экспертизу и был включен в адресную инвестиционную программу, перенесен с 2019 года на 2022-й. «Это при том, что муниципалитет уже начал строительство. А вы взяли и перенесли софинансирование аж за срок нашей думы. Сам муниципалитет не сможет реализовать такой глобальный проект», — не скрывала она возмущения. Вера Дюдина ничего конкретного по Лянтору пояснить не смогла.  Но заявила, что ЖКХ — это все же муниципальные обязательства, округ лишь оказывает поддержку в силу своих возможностей. Ее позицию поддержал и Андрей Зобницев, который посоветовал властям Сургутского района посмотреть в сторону концессий.

Евгений Марков в своем выступлении отметил две темы. Одна из них касалась увеличения нормативов на крепкий алкоголь. Депутат напомнил, что еще недавно власти ХМАО активно боролись с продажей алкоголя, а теперь будут на этом пополнять доходы. «Значит, настало время пересмотреть свою позицию», — отметил он, намекнув, что, возможно, нужно пересмотреть все принятые ограничения по продаже алкоголя. Эту тему поддержал и Михаил Сердюк. «Поддерживаю тезис по борьбе с алкоголем. У нас боролись не с пьянством, а с продажей. Пить-то меньше не стали, травиться меньше не стали, налогов меньше собираем, потому что по ночам продают спокойно. Те действия не дали результатов, была сплошная подмена понятий и статистики. И сейчас мы наступили на свои же грабли», — пояснил свою позицию депутат. 

Также Евгений Марков поднял тему недостаточной финансовой поддержки муниципалитетов при передаче округом новых полномочий. Вера Дюдина не скрывала, что такие обвинения ее огорчают. 

По ее словам, межбюджетные отношения сбалансированы, вся необходимая помощь оказана. «Мы увеличили дотации на выравнивание. Также увеличили нецелевую помощь на 35%. Не замечать этого — неправильно», — утверждала она. 

Михаила Сердюка заинтересовало соотношение распределения финансирования внутри программы по развитию физкультуры и спорта. «На спорт высших достижений выделяем 97,1% бюджетных средств, на массовый спорт — 1,6%, а на управление отраслью — 1,2%. Я не буду уже называть команды, которые у нас играть не умеют. Уже об этом много лет говорим. Но у нас и траты на управление отраслью сопоставимы с тратами на массовый спорт. Кучка неудачников, которые не могут результаты принести, стоят в десятки раз дороже, чем массовый спорт», — возмущался депутат. 

Вера Дюдина заявила, что развитие массового спорта — это тоже прерогатива муниципальных образований. В то же время она поддержала идею, что соотношение трат, возможно, нужно менять. Всю эту дискуссию поддержал и Руслан Проводников, который рассказал, что в его муниципалитете (он представляет Березовский район) на весь спорт заложено всего 190 тыс. рублей. «Такое ощущение, что заниматься спортом скоро будет удел только богатых людей», — высказался чемпион.

Также бурная дискуссия возникла вокруг темы эффективности предоставления налоговых льгот. Евгений Марков отметил, что ежегодно бюджет недополучает из-за этого до 40 млрд рублей. 

«Надо понимать, что в этом году на федеральном уровне приняты достаточно серьезные изменения по льготам для нефтегазовой сферы. Почему мы этого не учитываем?» — поинтересовался он. Вера Дюдина заверила, что как раз в этом году приняты изменения в условия по предоставлению льгот. Одно из них — это обязательство компаний о неснижении налогового потенциала. Михаил Сердюк попросил озвучить точное количество нефтегазовых компаний, которые не показали существенной положительной динамики по итогам получения налоговых льгот. На что Вера Дюдина заявила, что среди нефтяников таких нет. В плюсе, по ее словам, все участники консолидированных групп. Но депутат все же настаивал на том, чтобы ему были предоставлены документы, подтверждающие эти данные. 

Он также заявил, что не согласен с озвученным властями тезисом, что предоставление льгот ведет к дальнейшему увеличению доходов бюджета. «Те 77 млрд дополнительных доходов, которые мы получили, — это благо. Но далеко не в первую очередь это связано с предоставленными льготами. Помогли конъюнктура, курсовая разница и другие факторы. И когда мы принимали бюджет на этот год, то тогда был существенный лаг и по цене на нефть, и по курсу валюты. Сейчас у нас этого люфта практически нет. Мы принимаем бюджет буквально копейка в копейку по тем прогнозам, которые сегодня обозначены. Дай бог, чтобы он увеличился», — предупредил Сердюк. 

По итогам обсуждения бюджет был принят не единогласным решением. В первом чтении «за» проголосовали 31 депутат, пять — «против», один депутат «воздержался». Во втором чтении «за» — 32 депутата, четыре — «против», один депутат «воздержался».

Источник: znak.com

Новые Технологии