Глава Минприроды РФ оценил экологическую ситуацию в Челябинске

Наиль Фаттахов / Znak.com

Министр природных ресурсов России Дмитрий Кобылкин прилетел в Челябинск вечером 15 ноября, когда над городом стоял смог. На утро небо прояснилось, но первое впечатление уже было составлено. Федеральный чиновник прибыл в Челябинск, который, по словам Владимира Путина, относится к числу городов, где жители не видят солнца, чтобы актуализировать план мероприятий в рамках нацпроекта «Экология». Челябинск вместе с Магнитогорском попал в майские указы президента с поручением до 2024 года снизить здесь загрязнение атмосферы на 20%. По словам министра природных ресурсов Дмитрия Кобылкина, в Челябинске будут реализованы мероприятия по двум федеральным программам: «Чистая страна» и «Чистый воздух». 

Первой точкой в программе визита министра стала промплощадка «Мечела», экскурсию по которой для него провел председатель совета директоров группы Игорь Зюзин. Дмитрию Кобылкину показали самое грязное производство — коксовые батареи, а также два экологичных проекта: мельницу, где перерабатывают шлаки, и рельсобалочный стан, где реализовано производство по системе замкнутого цикла. 

Делегация осмотрела модернизируемые объекты: пекокосовый блок, бензольное отделение в цехе улавливания и коксовую батарею. Техническое перевооружение позволит сократить выбросы в атмосферу при производстве кокса. Общая сумма инвестиций группы «Мечел» в модернизацию предприятия с 2006 года составила 4,9 млрд рублей, в том числе на природоохранные мероприятия направлено 1,3 млрд. 

— Мельница производит материалы, которые добавляются в бетон, улучшают его свойства и делают дешевле, — рассказали на предприятии. — Наш шлак по радиационным свойствам намного лучше, чем природные материалы. Там процессы идут столетиями, а у нас в печи все гораздо быстрее. Кроме того, мы не выбрасываем парниковые газы при переработке шлака. И в целом выбросы с этого участка почти в пять раз ниже европейских норм. Идеальный шлак.

Но после экскурсии министр не был так оптимистичен.

— Вопросы к «Мечелу», конечно, есть, но предприятие многое делает, например, ряд производств перевели на замкнутый цикл, — сказал Дмитрий Кобылкин. — Все компании понимают свою ответственность, никто не пытается уклониться, сказать, что нет денег. Нужно, чтобы мы не просто вложили деньги, а чтобы до каждого, кто работает на производстве, дошло, что он несет ответственность. Будем углубляться во все процессы.

Следующим пунктом стала челябинская городская свалка, которая не работает с сентября, но от этого место не стало более привлекательным. Вокруг — серая пустыня из мусора, в воздухе по-прежнему стоит едкий запах гари. А на пригорке, в зловонной пустоте гостей одиноко ждал вице-мэр Челябинска Владимир Елистратов, которому выпало представлять перед министром областной центр, так как накануне глава города Евгений Тефтелев был отправлен в отставку. 

Кортеж правительственных авто поднял облако пыли, из которого в окружении членов делегации вышел министр и резюмировал:

— Какой ужас.

Владимир Елистратов, который еще вчера был в отпуске, а сегодня оказался посреди свалки, мог бы согласиться с министром, но он промолчал. Дмитрий Кобылкин оказался осведомлен о мусорном коллапсе, который произошел в Челябинске после закрытия свалки, и признал, что эта ситуация — результат ошибки местных властей.

— У нас нет времени тянуть с реформой обращения с ТКО, — сказал министр. — Многие полигоны уже переполнены. Если мы их не закроем, то мусор окажется у нас в лесах. Спасибо челябинским властям за волевое решение закрыть свалку, зная какой вред она наносит. Кто-то на этой волне решил поиграть. Но то, что случилось в Челябинске в первые дни после закрытия, говорит о том, что что-то было сделано неправильно. Сейчас наша задача свалку рекультивировать.

Уже на выезде со свалки Кобылкин остановился пообщаться с экологами, которые устроили пост по контролю за свалкой. Активисты движения «Экочел» с момента закрытия объекта следят, чтобы сюда не заезжали машины с отходами. 

Председатель комитета по экологии Госдумы Владимир Бурматов, сопровождавший министра, вел трансляцию в своем телеграм-канале и пообещал провести конкурс идей и проектов, как использовать участок земли после рекультивации.

— После рекультивации свалка станет большим зеленым холмом. Что будет на нем — решим по итогам конкурса. Это мой избирательный округ. Посоветуемся с людьми, — написал он.

После посещения свалки ответственные за экологию федеральные и местные чиновники переместились в резиденцию губернатора, где состоялось совещание с владельцами предприятий-загрязнителей, большая часть которого прошла в закрытом режиме. Борис Дубровский отчитался о том, что сделано в регионе для исполнения майских указов.

— Мы сейчас ведем активный диалог с основными компаниями — драйверами по запуску и реализации природоохранных программ. В их числе Магнитогорский металлургический комбинат, ЧТПЗ, предприятия группы «Мечел» и группы «Энергопром», компания «Фортум». Диалог получается, к реализации комплексных планов по улучшению экологической ситуации в Челябинске и Магнитогорске подключаются новые участники, — сообщил губернатор.

Но, как оказалось, есть и проблемы. В частности, с 2016 года в Госдуму никак не может попасть закон по созданию сводных томов предельно допустимых выбросов. Всего было несколько проектов закона, один из них, написанный чиновниками областного министерства экологии, завернули сразу, последняя редакция сейчас проходит экспертизу в правительстве РФ. Перспективы этого документа весьма туманны. По слухам, и эта версия закона будет отклонена.

— У нас нет принципиальных разногласий — для нас важно синхронизировать дальнейшие шаги и финализировать документ для внесения в Госдуму, — сообщил Борис Дубровский.

Еще один сложный момент — это рекультивация челябинской свалки. Федеральный центр так и не назвал компанию, которая должна стать подрядчиком на этих работах. Еще весной губернатор попросил центр выбрать исполнителя, чтобы не тратить время на конкурсные процедуры в регионе. Перед приездом Дмитрия Кобылкина в Челябинска в паблик вбросили информацию, что на рекультивацию челябинской свалки претендует структура госкорпорации «Росатом». Якобы планировалось, что министр объявит об этом на совещании в Челябинске. Но тема «Росатома» как рекультиватора свалки не обсуждалась. 

— Нами подготовлены совместно с Минприроды России исчерпывающие материалы по определению единственного исполнителя, сейчас насущно остро стоит задача скорейшего получения решения правительства России, — резюмировал Борис Дубровский и сразу поблагодарил министра за решение денежного вопроса. — Мы благодарны за понимание в вопросе финансирования этого проекта. Позавчера во втором чтении федерального бюджета заявлены расходы на ликвидацию челябинской свалки в общей сумме 3 млрд рублей на ближайшие 3 года, включая 500 млн рублей на 2019 год. 

Дубровский озвучил еще одну денежную просьбу к министру: передвинуть на год вперед финансирование строительства Долгобродского канала, о котором челябинские экологи говорят уже десятки лет.

— Это ключевой проект для ликвидации рисков для источника питьевой воды Челябинской городской агломерации — системы водохранилищ «Аргази-Шершни». За счет собственных средств мы строим сооружения, исключающие ежегодный смыв 20 тыс. тонн соединений тяжелых металлов с территории Карабашского городского округа. За счет федеральных средств строится обводной Долгобродский тракт резервной водоподачи из Кыштымского водохранилища. Прошу вас, Дмитрий Николаевич, рассмотреть возможность перераспределения федерального финансирования в размере 1 млрд рублей с 2020-го на 2019 год, — сказал Борис Дубровский.

На эту просьбу Дмитрий Кобылкин сразу же ответил положительно и напомнил про ответственность региональных властей за реализацию нацпроекта.

— Роль региона в достижении показателей нацпроекта колоссальная. На месте виднее, какого рода мероприятия «сработают» и обеспечат реальный эффект с учетом «особенностей» и ресурсных возможностей Челябинской области, — заявил министр природных ресурсов РФ. 

Источник: znak.com

Новые Технологии