В Челябинске возмутились предложением екатеринбургского мэра не модернизировать аэропорт Баландино

Глава Екатеринбурга Александр ВысокинскийЯромир Романов

Новый мэр Екатеринбурга Александр Высокинский задел чувства рядовых и не очень рядовых жителей соседнего Челябинска, заявив, что в силу близкого расположения от уральской столицы — всего 200 километров — тому не нужен свой большой и современный аэропорт. Заявление прозвучало на фоне разворачивающейся подготовки Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС, которая предусматривает, по сути, перестройку челябинской воздушной гавани, и, конечно, не могло не получить мгновенную и острую реакцию. 

Свое заявление, так сильно обидевшее ближайших соседей по Большому Уралу, Александр Высокинский сделал в интервью, которое было опубликовано на официальном сайте Екатеринбурга (екатеринбург.рф). По словам Высокинского, он не видит смысла в появлении в Челябинске еще одного аэропорта мирового класса — вместо этого, на взгляд главы Екатеринбурга, следует сосредоточить усилия на развитии транспортного сообщения между двумя центрами формирующейся уральской конурбации. 

«Возможностей порта Кольцово уже достаточно для обслуживания пассажиров и Екатеринбурга, и Челябинска (при условии запуска ВСМ)», — сказал Александр Высокинский, имея в виду идею соединить два мегаполиса высокоскоростной железнодорожной линией, способной, по замыслу инициаторов проекта, обеспечить доставку пассажиров из города в город за один час 10 минут.

Когда во вторник неловкое высказывание попало в паблик, последовала быстрая и весьма острая реакция. Первыми взорвались политические телеграм-каналы, связанные с властями Челябинской области. «Маски сброшены. По логике Высокинского, после запуска ВСМ в Челябинске можно вообще ничего не строить, кроме продуктовых ларьков. Все остальное следует строить в Екатеринбурге», — не скрывает возмущения канал «Вечерний рабочий». «Они давно считают Челябинск своим пригородом. А зачем пригороду Екатеринбурга свой аэропорт?» — вторит канал «Е-область», добавляя, что мэр Екатеринбурга, конечно же, в курсе, что для миллионного Челябинска, рассчитывающего на проведение международных мероприятий, участие в крупных федеральных проектах, успешное развитие внешних коммерческих, культурных, спортивных, туристических связей, современный аэропорт жизненно необходим. 

«Просто мэр майонезной столицы России не хочет иметь рядом сильного конкурента. Иногда это прорывается в его публичных выступлениях», — с обидой резюмируют авторы.

Единственным на этот момент реальным политиком, отозвавшимся на слова Высокинского, стал депутат Госдумы Владимир Бурматов, в чей избирательный округ, кстати, включена и территория аэропорта Баландино. Его реакция была не менее быстрой и не менее резкой. Заявлению екатеринбургского мэра Бурматов посвятил целую серию комментариев в своем телеграм-канале, назвал высказывание Высокинского «очень провинциальным» и «просто хоронящим как профессионала» того, кто позволяет себе подобные публичные суждения.

Быстро совладав с первыми эмоциями, свои возражения депутат Госдумы в конце концов изложил по пунктам. Во-первых, Высокинского «никто не спрашивал», каким регионам России нужны новые аэропорты, а каким — нет, без лишней дипломатии напомнил политик. Все решения приняты на уровне руководства страны.

«Не по Сеньке шапка. Кажется, так называются подобные заявления? Он явно вторгается не в свою компетенцию, ставя под сомнение компетентность принявших решения (в том числе по выделению федеральных средств) руководителей министерств и ведомств. Вряд ли такое останется без ответа», — предупредил Бурматов, известный как один из самых успешных молодых представителей российской политической элиты. 

Проект ВСМ Челябинск — Екатеринбург снова подорожал. Но денег на него нет

Во-вторых, «провинциальность высказывания» Высокинского, на взгляд Владимира Бурматова, особенно ярко контрастирует с совершенно противоположным по тональности взаимодействием, которое сложилось между губернаторами двух соседних регионов. Упомянутый самим екатеринбургским мэром проект ВСМ — на сегодня якорный в этом сотрудничестве. «То есть Высокинский ставит под сомнение позицию не только федеральных ведомств, но и своего губернатора», — считает Бурматов, очевидно, соглашаясь с мнением тех, кто считает, что лучшего способа дискредитировать проект ВСМ в глазах и без того не особенно-то расположенных к нему челябинцев мэр соседнего мегаполиса просто не мог. 

Владимир Бурматов написал, что, по его сведениям, Высокинский свое громкое заявление сделал, находясь в Париже, где делегация уральской столицы на этой неделе ожидает окончательное решение заявочного комитета о месте проведения всемирной универсальной выставки «Экспо 2025». 

«Оттуда Челябинский аэропорт виднее? Лучше бы на осмотре достопримечательностей сосредоточился. Меньше вреда и себе и другим», — продолжил язвить Бурматов.

Наконец, он напомнил, что близкое соседство челябинского аэропорта к Екатеринбургу оказывается особенно нужным в ситуациях, когда Кольцово не может принимать и отправлять рейсы по метеоусловиям. Из-за туманов пассажиров регулярно сажают именно в гостеприимном Челябинске, и всего через два часа они уже у себя дома. Такое действительно случается в конце лета. По злой иронии как раз сегодня, 20 ноября, столицу Урала тоже накрыл плотный густой туман, который повлиял на работу екатеринбургской воздушной гавани. 

Алексей Ширинкиндиректор консалтингового агентства «Монитор» (Челябинск)Заявление Александра Высокинского не выглядит таким уж неловким, если задуматься о том, кто его адресат. Адресата я вижу три. Во-первых, жителей Екатеринбурга, с которыми у нового мэра заканчивается „медовый месяц“ и которым, возможно, было бы приятно снова услышать, что их город на голову опережает ближайших соседей. Второй адрес — Москва, которой направлен сигнал: мы — мощный и даже агрессивный центр, готовый к актуализации экономического пространства в нашем макрорегионе. Поэтому надо с нами иметь дело, а не пытаться вылечить хромых. И третий адресат — сами челябинцы, та часть жителей этого города, для которых такая нахрапистость, бесцеремонность суждений на самом деле выглядит привлекательней химер местечкового патриотизма. Для кого это может стать еще одним сигналом, что Челябинск проиграл конкуренцию соседу, а значит, надо не терять время и перебираться в Екатеринбург.
Главгосэкспертиза России одобрила проект реконструкции аэропорта Челябинска

К слову, после реконструкции аэропорт Баландино действительно сможет превзойти соседа по ряду параметров. Если все пойдет как надо, самолеты смогут приземляться, используя «слепую» посадку, то есть без оглядки на метеоусловия. На сегодня такими возможностями располагают только московский Шереметьево и питерский Пулково. Очевидно, что при всей нелюбви жителей Челябинска к своему губернатору такие планы их не могут не радовать. Ведь тема некоторого отставания южноуральской столицы от соседнего Екатеринбурга стала за последние годы одной из самых болезненных для жителей Челябинска, а превосходство Кольцово — одна из ярких иллюстраций сегодняшнего положения дел. Все это, кстати, хорошо видно и по первой реакции на высказывание Александра Высокинского, которое челябинцы, конечно, по-другому оценить не могли. 

Заявлений со стороны самого губернатора Бориса Дубровского, которого считают главным инициатором проведения международных саммитов 2020 года в Челябинске, а значит, и инфраструктурной перезагрузки города, пока не последовало. Некоторые наблюдатели высказались в том духе, что Дубровскому, возможно, и нет смысла вступать в дискуссию с мэром соседней региональной столицы. С другой стороны, неожиданный конфликт совпал с моментом вступления в должность нового главы Челябинска, пусть и в статусе временно исполняющего обязанности. И вот как раз для Владимира Елистратова, который, вполне возможно, продолжит руководить городом и дальше, а значит, примет на себя часть забот по подготовке к саммитам, продуманная реакция на этот вызов, вероятно, стала бы неплохим началом.

Источник: znak.com

Новые Технологии