Улица Труда, 88. 1990 годИз архива ГНПЦ охраны культурного наследия Челябинской области
В Челябинске есть два места, которые с особым основанием можно было называть срезами истории города. Это площадь Революции и сквер около театра оперы и балета. По зданиям, которые расположены на главной площади Челябинска, можно проследить, как развивался город в ХХ веке. Сквер перед театром — бывшая Торговая или Соборная площадь — находится на месте, где располагалась Челябинская крепость, то есть, по сути, начинался город. К сожалению, от XVIII века здесь не осталось ничего, но можно немного окунуться в атмосферу Челябинска XIX века. Самый интересный и таинственный, как мираж, объект в этом месте — это так называемый «дом Жуковского».
Усадьба по нынешнему адресу улица Труда, 88 сформировалась в конце XVIII века — первой половине XIX века. Она принадлежала семье Жуковских во главе с медиком Василием Григорьевичем Жуковским. Василий Григорьевич в 1784 году окончил госпитальную школу при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале, где остался работать подлекарем. Но через пару лет, в 1786 году, был приглашен Степаном Семёновичем Андреевским в экспедицию в Челябинский уезд — для изучения неизвестной болезни, названной позже сибирской язвой. Это приглашение закончилось тем, что Василий Жуковский участвовал в эксперименте по самозаражению Андреевского этой болезнью и фактически спас его от смерти. В 1788 году по результатам работы на Урале Жуковский получил звание лекаря и остался работать в Челябинске.
Усадьба Жуковских-Покровских. Вид со стороны улицы Большой (ныне улица Цвиллинга). Рисунок Павла Пясецкого, 1895 годИз книги «Сибирский путь Павла Пясецкого». Санкт-Петербург, 2011Тайны старого Челябинска: стахеевский квартал
Прямо напротив Христорождественского собора Жуковскому было выделено пустующее место на казённой земле. К 1800 году здесь уже стоял деревянный дом: «крыт тесом, в нем жилых четыре покоя, двое сени и в одной связи кладовая».
В 1828 году Жуковский организовал первую в Челябинске больницу. За это и не только он пользовался уважением всех горожан; дом его по праву считался культурным центром растущего уездного города.
К 1836 году дом расширили до шести комнат. Кроме того, на участке возвели флигель в семь комнат. В этом новом строении стала жить семья Ивана Васильевича, сына Василия Жуковского. Вскоре на флигеле был надстроен мезонин.
Улица Большая. Вид на запад. 1900-е годыИз книги «Старый Челябинск в открытках и фотографиях». Челябинск, 2008
Иван Васильевич Жуковский, по свидетельству современников, был «человек добрый, замечательного ума, но вспыльчивого и неподчиняющегося характера, и потому не терпевший служебной зависимости». Тем не менее под руководством оренбургского военного губернатора графа Павла Петровича Сухтелена Жуковский-младший составил труд, предназначенный для учащихся Неплюевского военного училища и опубликованный под названием «Краткое обозрение достопамятных событий Оренбургского края».
Когда в 1840 году Василий Григорьевич умер, дом перешёл к его вдове, а потом и к старшему сыну — Николаю Васильевичу.
Николай Васильевич Жуковский сделал блестящую карьеру. В 1843 году он был произведён в тайные советники, а с 1843 по 1851 годы уроженец уездного Челябинска служил губернатором Санкт-Петербургской губернии. В 1851 году он был назначен сенатором департамента герольдии Правительствующего сената. Несмотря на такой высокий полет, Николай Васильевич никогда не прекращал своей связи с малой родиной, занимаясь в Челябинске благотворительностью. Например, Жуковский направлял деньги на содержание уездного училища.
В 1860-е годы происходит странное событие: с 1861 года постройка с мезонином на территории усадьбы неожиданно стала фигурировать в бумагах как главный дом, а как раз старый дом в шесть комнат получил статус флигеля. Спустя несколько лет упоминание о старом доме и вовсе исчезло из документов. Был дом и исчез, как мираж. Скорее всего, его просто сломали за ветхостью.
Улица Труда, 88. 1950-е годыВ. Георгиев, из фонда Государственного исторического музея Южного УралаТайны старого Челябинска: товарищество братьев-мукомолов
Несколько лет назад историку Гаязу Самигулову удалось найти документы, из которых стало известно, что в 1832 году, в сентябре, «двадцать шестаго числа служащий в Златоустовском заводе лекарь Корнилий Иванов Покровский, холостой (венчался) с девицею Александрой Васильевой дочерью города Челябинска коллегского советника и кавалера Василия Григорьевича Жуковскаго». Венчал их брак протоиерей Христорождественского собора Иоанн Филиппович Алфеев. Так заводской лекарь Покровский породнился с одним из самых известных семейств Челябинского уезда. А учитывая карьерный рост сыновей Жуковского, то, пожалуй, и самым влиятельным в те годы.
В 1888 году дом с мезонином принадлежит уже титулярному советнику Владимиру Корнильевичу Покровскому — внуку Василия Жуковского. Владимир Корнильевич расширяет дом уже до 11 комнат, пристраивая ещё и каменную кухню. Кроме того, при Покровском бывший флигель получает парадную кирпичную облицовку.
Его удлиняют вдоль красной линии улицы, а со двора к дому пристраивают узкую и протяженную постройку.
К этому времени Покровские, как и Жуковские, стали наиболее именитыми и состоятельными представителями городской элиты. У Покровских в Челябинске было несколько домов, которые служили доходными — то есть сдавались в аренду. Доходным после перестройки стал и дом Жуковских. Долгое время его занимала почта.
Бывший флигель, построенный до или в первые годы Первой мировой войны, 2014 годЮрий Латышев
А в 1902 году Владимир Покровский продал усадьбу английскому акционерному обществу «Вильям Миллер и Ко», который, в свою очередь, продал дом хлеботорговцу Михаилу Архипову. Это произошло с началом Первой мировой войны, когда в Челябинске практически вся недвижимость, ранее принадлежавшая иностранным гражданам, сменила хозяев.
Тайны старого Челябинска: история городских водонапорок
Интересно, что примерно перед началом или в годы Первой мировой войны на территории бывшей усадьбы Жуковских-Покровских появляется новый флигель. Но в дореволюционных документах он никак не упоминается. Еще один мираж… Явным он становится при описании муниципализированных дворов, которое было составлено в 1927 г.: «Архипов. Дом деревянный, крыт железом 9,00×5,00, 11,00×4,50. Пристроен мезонин 6,00×3,00. Лавка деревянная крытая железом 4,00×6,50. Флигель — 5,00×3,30». Размеры в документе указаны еще в саженях, одна сажень — это 2,16 метра.
В ноябре–декабре 1917 года основное здание усадьбы стало местом работы городского комитета РСДРП (б). С переходом власти в руки Советов здесь же был создан и работал революционный штаб охраны Челябинска, занимавшийся формированием отрядов Красной Гвардии. По этой причине 5 ноября 1957 года к фасаду здания прикрепили мемориальную доску с текстом: «Здесь в ноябре–декабре 1917 г. находился Челябинский городской комитет РСДРП (большевиков) и революционный штаб охраны города».
То, что осенью 1917 года в здании располагался городской комитет РСДРП (б) и штаб охраны, — это, конечно, важно. Но помимо этого, дом имеет непосредственную связь с двумя весьма значимыми для истории Челябинска семьями — Жуковскими и Покровскими. И это даже более существенный аргумент для заботы о нем как об историческом объекте.
Улица Труда, 88. Наши дни.Юрий Латышев
К концу 1980-х годов дом с мезонином обветшал, потерял балкон. А в 1992 году его полностью разобрали. Еще одна постройка усадьбы Жуковских-Покровских исчезла, как мираж. В начале 2000-х годов здесь был возведён новый дом, весьма похожий на исчезнувший. Но строители значительно расширили и углубили небольшой подвал дома, да и сам дом был в значительной степени перепланирован: теперь в нем вместо девяти больших комнат сразу двадцать шесть помещений, включая подвальные. Новый деревянный декор — более простой по сравнению с утраченным. Испарилась вместе со старым домом и мемориальная доска, указывавшая на его значимость для революционной истории Челябинска ХХ века.
И, похоже, что последние дни доживает флигель, построенный более ста лет назад то ли англичанами, то ли хлебозаводчиком Архиповым. Видимо, и ему суждено исчезнуть, как миражу.
Источник: