Не менее важной составляющей современного двигателя является ЭСУД или ЭБУ. Сегодня мы расскажем, что это такое и какое влияние он оказывает на мотор.
ЭСУД — это электронная система управления двигателем (или ЭБУ — электронный блок управления). Проще говоря, это мозги. Тот самый компьютер, который управляет всеми процессами в ДВС. На старых автомобилях, его, разумеется, не было, так как все процессы были механические.
Сам блок выглядит вот так:
Как работает ЭБУ?
Блок управления двигателем собирает информацию со множества датчиков, контролирующих работу ДВС, анализирует их и посылает нужные сигналы на исполнительные устройства — модуль зажигания, форсунки или дроссельную заслонку.
Среди датчиков можно выделить следующие самые главные:
- Датчик массового расхода воздуха или расходомер. Нужен для оценки количества воздуха, поступаемого во впуск. Ставится после воздушного фильтра.
- Датчик положения коленчатого вала — контролирует угловое положение шкива коленвала. По нему блок видит частоту вращения коленвала.
- Датчик распредвала — по этому датчику регулируется угол опережения зажигания или момент, в который нужно подать искру. Именно по датчику распредвала блок определяет верхнюю мертвую точку нужных цилиндров.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости — нужен для информации о температуре ОЖ, по нему включается вентилятор, регулируется качество смеси, необходимое для холодного пуска.
- Лямбда зонд — как было ранее сказано, используется для оценки количества кислорода в несгоревшем топливе. Влияет на подачу топлива.
- Датчик детонации — улавливает детонацию, чтобы скорректировать угол опережения зажигания. По датчику детонации также можно определить не работающий цилиндр, где вышла из строя свеча (пропуски зажигания).
- Датчик положения дроссельной заслонки — зная положение дроссельной заслонки, можно узнать, чего хочет водитель и на какой режим двигателю нужно перейти.
Это были самые основные датчики и чем современнее автомобиль, тем их больше и соответственно, больше параметров, которые они контролируют.
С появлением множества датчиков, заметно упростился процесс диагностики неисправностей автомобилей. При появлении каких-то проблем, датчики фиксирует параметр, отклонившийся от нормы, на щитке приборов загорает лампа Check Engine, которая говорит «проверьте двигатель».
После этого, автомобиль будет нуждаться в более тщательной диагностике. К его разъему подключат ноутбук с диагностикой и узнают, в чем проблема при помощи расшифровки ошибки. После этого, диагност говорит о том, какая неисправность в двигателе и что нужно для ее устранения.
Источник: