Изначально, советские спецслужбы имели на своем вооружении автомобили иностранного производства. Но с появлением серийных автомобилей типа ГАЗ А, руководство НКВД хотело иметь свои автомобили.
Когда ГАЗ А уже морально устаревал, русские решили взять ему на замену Форд Модель 40 и выпускать его под названием ГАЗ М1. Именно с этого автомобиля и начинается история советских автомобилей спецслужб.
Конечно, уже тогда Форды имели V8 мощностью 95 л.с, но руководство ГАЗ на этом не остановилось новая модель для спецслужб обзавелась рядной шестеркой от Dodge D5, который выдавал все 100 л.с.
Во времена войны необходимость в быстрых автомобилях отпала. Легковушки производились только по спецзаказам, а вся промышленность была направлена на оборонку. Военных больше интересовали внедорожники, а к «догонялкам» вернулись только в послевоенные годы. И логичным продолжением этих автомобилей был Победа. Но перед этим, у Советов были трофейные немецкие машины, так что спецмашина чисто советского производства появилась только в 56-ом в лице ГАЗ М-20 «Победа». В нее установили рядный шестицилиндровый мотор, более мощный, чем у гражданской версии и она получила индекс «Г». Отличий от гражданской Победы внешне — небыло.
Но это все еще были медленные и неповоротливые машины. Настоящая история «догонялок» началась с самого известного советского автомобиля ГАЗ 21 — «Волга» .
Конструкторы сделали невозможное — под капот обычной 4-х цилиндровой Волги — уложили мотор V8 от «Чайки». Спецслужбам машина понравилась, а отличия от гражданской версии сможет найти только истинный знаток.
Изначально в ней стояла обычная коробка передач, а мотор немного дефорсировали до 160 л.с. Дело в том, что она могла просто разнести простую механику от Волги, однако это случилось и без того, поэтому, такая «догонялка» обзавелась и АКПП от Чайки. В итоге, мощность стала 195 л.с.!
Интересный факт: чтобы максимально сделать похожей служебную Волгу на гражданскую, в ней оставляли педаль сцепления, а рычаг КПП сделали селектором АКПП все на том же руле.
ЗМЗ-13 от Чайки
Триумф 21-ой был долгим, но в 70-х она отдала свое место новому седану — ГАЗ 24. Новая Волга была сразу спроектирована под размещение V-образных моторов. Она была длинная и достаточно широкая. Инженеры из ГАЗа продолжали внедрять на них моторы от Чайки, которые тогда также активно применялись на БРДМ-2.
Но мотор — не единственное, что дорабатывали в автомобиле. Она получила более жесткую подвеску и рулевую с ГУРом. Так она получила лучшую управляемость, по сравнению с гражданскими вариациями.
Впрочем, минимальные отличие с гражданскими версиями стали замечать опытные сотрудники ГАИ — две выхлопные трубы, проушина для буксировки и антенна, используемая для спецсвязи.
Список закрывает ГАЗ 3102, который тоже имел модификации для спецслужб. Самая интересная из них — с роторно-поршневым двигателем Ванкеля мощностью 140 л.с. Примечательно, что эти моторы были разработаны для Жигулей, поэтому на них стали ставить коробки от тех же пятерок с удлиненными валами.
Источник: