В Финляндии его называют Йоулупукки, в Азербайджане — Шахта? Баба?, в Китае — Шэнь Дань Лаожэнь, в Казахстане — Аяз-Ата, в Белоруссии — Зюзя, а в Болгарии — Дядо Мраз.
Образ Деда Мороза как волшебного персонажа, олицетворяющего собой праздник Нового года (в христианских странах — Рождества), существует у очень многих народов. Но кто же он — этот сказочный дед и откуда он появился? Мы расскажем о формировании его образа в нашей стране.
Имя: Дед Мороз
Толкование имени: зимний персонаж, олицетворяющий холод
Происхождение: восточнославянский вариант рождественского дарителя
Место жительства:
— конец 1980-х — г. Архангельск
— 1995-1998 гг. — Лапландский заповедник
— 1998 — по настоящее время — Великий Устюг (в 2012 — также Северный полюс)
Основной род занятий: разносить подарки детям; радовать и веселить
Форма одежды: голубая, синяя, красная или белая шуба, длинная белая борода, посох, валенки
Родственники: внучка Снегурочка
На самом деле современный образ Деда Мороза — это сложное сплетение легенд, мифов и верований разных времен и народов.
Славянская мифология
Если говорить о славянах (а именно о восточных славянах, которые составляли основную часть населения древнерусского государства), то мороз как природная стихия почитался ими с давних времен. Они представляли его как очень низкого или, наоборот, высокого седого старичка с длинной бородой, который, по мнению некоторых исследователей, имел особенность бегать по полям и вызывать стуком трескучие морозы.
Морозу (которого называли Студенец, Снеговей, Зимник, Трескун) старались угодить: в Святки и Чистый четверг существовал обычай «клика?нья мороза», когда Деда приглашали отведать блинов и кутьи, которые оставляли на окне или крыльце.
Как известно, кутья — это поминальная еда у славян (вероятно, к поминкам частично относятся и блины, по крайней мере, они считаются ритуальной пищей). Поэтому Мороз —персонаж, который, как это ни ужасно, связан с духами умерших предков.
Хороший урожай в представлении славянских земледельцев связывался со снежной и морозной зимой, отсюда и почитание Мороза.
Образ Мороза хорошо прослеживается в русских народных пословицах, поговорках и сказках. Все мы помним сказку «Морозко», которая хоть и появилась позже, но и в ней остаются отголоски старины, где Мороз предстает весьма нелицеприятным типом. В тексте сказки, с одной стороны, Морозко, конечно, одаривает падчерицу золотом за «хорошее» поведение, но с другой… насмерть замораживает дочку мачехи, по сути, за обычную лень.
— Вначале Дед был премерзким типом, — рассказывала в 2004 году газете «Комсомольская правда» известный филолог, фольклорист, специалист по советской истории Деда Мороза Светлана Адоньева. — Морозко народ представлял в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. Согласно легендам, в зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его… юной девственницей, которую привязывали к дереву и оставляли замерзать в дикий мороз. Если за день застывала — значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза поначалу был предназначен для сбора подношений. Посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Лишь к началу XX века дед стал окончательно добрым благодаря известной детской песенке про елочку, написанной поэтессой Раисой Кудашевой в 1903 году… По преданиям, Дед был женат на Весне. Но об этом давно уже никто не вспоминает. И правильно: иначе бы пришлось отвечать на дурацкие вопросы, мол, где супруга, почему не вместе?.. Неизвестно — правда затерялась в глубине веков.
Царская Россия
Впервые литературно обработал фольклорный образ Мороза писатель Федор Одоевский в сказке «Мороз Иванович», вошедшей в состав сборника «Сказки дедушки Иринея», который вышел в 1840 году. Мороз Иванович — это еще не совсем привычный нам герой новогодних утренников. Действие сказки происходит не в Новый год или Рождество, а весной, Мороз Иванович живет в ледяной стране, попасть в которую можно лишь через колодец, к детям он не приходит — дети сами приходят к нему, да и подарков он не дарит. Может, правда, вознаградить за хорошо выполненную работу, но, в общем-то, и только. Зато, благодаря Одоевскому, Мороз Иванович предстает перед нами уже не в образе злобного старика, а довольно миролюбивым и даже справедливым дедом: вместо того, чтобы заморозить ленивую дочку Мачехи, он всего лишь дарит ей ожерелье из сосулек.
Довольно долго Мороз Иванович и елка никак не были связны с Новым годом. Однако во второй половине XIX века прослеживаются первые попытки создать образ некоего «рождественского деда», который дарил бы детям подарки подобно Святому Николаю (Николаю Угоднику, Николаю Чудотворцу), прообразу Санта-Клауса в англоязычных странах. Впрочем, образ Святого Николая как-то не прижился в нашей стране, закрепилась лишь традиция приносить детям подарки под Рождество (до этого в первый день Нового года подарки детям дарили, но делали это сами родители).
Вот что пишет по этому поводу в своей работе «Русская елка: история, мифология, литература» доктор филологических наук Елена Душечкина: «Разнообразные контакты с Европой, а также развитие собственно русской «елочной» мифологии привели к тому, что и во многих русских семьях миф о дарителе начал изменяться. Детям стали говорить, что подарки им приносит старик, которого называли по-разному, но при этом никогда не использовали имя св. Николая. Связи с Европой и распространение с конца XIX века рождественских открыток, которые на первых порах были только иностранного производства, привели к быстрому усвоению мифа о новом дарителе, тем более что в России для этого уже была приготовлена почва. Имя Санта-Клауса у русских не прижилось: в связи с созданием нового русифицированного елочного мифа и даритель должен был получить русское имя».
Советский период
К началу ХХ века в нашей стране уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза, но не до конца. После революции Дед Мороз и Снегурочка стали «врагами народа», а Рождество и новогодняя ель подверглись гонениям со стороны советской власти. Решительное их изгнание произошло в канун 1929 года. Рождество было объявлено официальным рабочим днем, а специальные патрульные ходили по дворам, заглядывая в окна — не надумал ли кто попраздновать.
Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Агитстишок начала 1930-х годов
К счастью, вскоре — в канун 1936 года — советским властям хватило ума вернуть многострадальный детский праздник, а вместе с ним и Деда Мороза (про Рождество речи, разумеется, не идет).
В дальнейшем формировании образа Деда Мороза немалую роль сыграл и советский кинематограф. В 1965 году выходит фильм-сказка «Морозко», а в 1968-м – «Снегурочка». В 1971 году маску Деда Мороза одевает воспитатель Трошкин из «Джентельменов удачи», в 1975-м выходят «Новогодние приключения Маши и Вити», а в 1982-м в костюм Деда Мороза переодевается Киврин из кинофильма «Чародеи».
Светлана Адоньева считает, что канонический образ Деда Мороза и Снегурочки как обязательных персонажей новогодних празднеств по большей части все-таки сформировался именно во времена СССР — в 1930-х годах, когда после запрета елку вместе с Дедом Морозом вновь реабилитировали. Елена Душечкина, в принципе соглашаясь с ней, отмечает, что на представление о Деде Морозе не такое уж малое влияние оказали и древние мифы, о чем мы и говорили выше.
Что касается образа внучки Снегурочки, то, по мнению Светланы Адоньевой, он сложился лишь в 1873 году благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка», где Дед Мороз обзаводится молодой помощницей. По пьесе — это его дочь, которую более поздние писатели и поэты почему-то «переделали» во внучку (может быть, учитывая возраст старика?). Хотя образ некой девственницы, как мы помним, встречается еще в мифологии древних славян, пусть и в несколько ином качестве — народный фольклор имеет свойство со временем связывать несвязанные понятия в единое целое.
Источник: