Если вы хоть раз смотрели ралли по телевизору, то, наверняка, задавались вопросом о том, что говорит штурман пилоту во время соревнований? Это называется стенограмма и штурман зачитывает ее пилоту на протяжении всей трассы.
Среди автогонщиков стенограмму принято называть «стенкой». Она представляет собой небольшую тетрадь с «каракулями», в которых штурман зачитывает информацию и передает ее пилоту в слух.
Под этими странными буквами и цифрами скрывается весь маршрут, который нужно проехать пилоту за минимально возможное время.
Стенограмма у каждой команды своя. Она делается так, как удобно штурману и пилоту, потому нет единых обозначений и стандартов. К примеру, «прямик 500» означает, что перед автомобилем будет участок протяженностью 500 метров без поворотов, но затем штурман может сказать «левая шпилька» — это означает такой поворот:
Как правило, это очень резкий поворот налево, который может менять траекторию почти на 180 градусов.
От работы штурмана зависит очень многое. Только он влияет на то, что будет делать пилот, а значит, его ошибки могут дорого стоить экипажу.
Как составляется стенограмма?
Как правило, штурман и пилот проезжают участок два раза не спеша на гражданском автомобиле. Во время движения, пилот изучает дорожное покрытие, повороты и места, где можно надавить на газ, а где нельзя.
Пилот диктует штурману — где, какой поворот и как он хочет о нем узнать. Штурман записывает эти пометки в виде специальных символов, букв и цифры в тетради, затем во время заезда диктует пилоту через гарнитуру.
Источник: