Мы не случайно упоминаем систему отопления салона, так как она напрямую связана с системой охлаждения. Сегодня мы рассмотрим обе системы и расскажем, что и как работает в ней.
Для чего нужна эт система?
Любой двигатель внутреннего сгорания нагревается в процессе работы. Однако есть понятие рабочей температуры и критической. Задача системы охлаждения поддерживать рабочую температуру. При которой все детали прогреты, зазоры в норме, а расход топлива и мощность находятся на допустимом уровне.
Если двигатель перегреется, то металл начнет деформироваться, зазоры нарушатся, внутри цилиндров получаются неприятные задиры. Все это заканчивается клином мотора. А вот фото последствий:
Задиры и разрушение поршня
Схема и принцип работы
Вот так выглядит общая схема система охлаждения:
Охлаждающая жидкость или антифриз занимает всю полость системы. В рубашке охлаждения двигателя (вокруг цилиндров) он набирает все тепло и уходит к радиатору. В радиаторе происходит охлаждение порции антифриза, которая затем снова уходит к мотору. Так же в систему включен радиатор отопителя салона. Именно благодаря теплому антифризу происходит нагревание салона при помощи печки. Вентилятор выдувает с него теплый воздух через дефлекторы в панели в салон.
Изначально, чтобы горячий воздух не повышал температуру в салоне летом, были предусмотрены краны печки, которые регулировали количество антифриза, поступающего на отопитель. Благодаря этому антифриз в радиаторе остывал, а в салон поступал холодный воздух через дефлекторы.
С появлением в автомобилях кондиционера от кранов отказались, теперь вместо них была заслонка, которая просто подавала либо охлажденный воздух с улицы, либо охлажденный, но нагреваемый через радиатор (печка вкл.).
термостат с клапаном
Но вернемся именно к системе охлаждения. В ней, как многие заметили, присутствует термостат. Он нужен для регулировки количества антифриза, проходящего через радиатор. Зачем? По одной простой причине — чтобы быстро прогреть машину зимой. Когда температура антифриза падает, термостат закрывается и не пропускает ОЖ через радиатор. Она нагревается и открывает термостат, после этого система работает полноценно.
Для циркуляции антифриза используют помпу или водяной насос. О том, как он приводится в движение мы говорили на общей теории работы двигателя.
Через расширительный бачок мы заполняем систему антифризом, в нем установлена крышка, которая стравливает избыточное давление и повышает температуру ОЖ. Говоря простым языком, при нагреве, чтобы антифриз не выдавил все шланги, все давление уходит именно в бачок. При остывании, его давление снижается. Неисправность крышки-клапана в бачке может привести к перегреву.
Последний элемент системы — это вентилятор. Он электрический и помогает справиться с жарой в летнее время. Когда антифриз нагревается до критической отметки, в работу включается вентилятор на радиаторе и дует прямо на мотор, способствуя понижению температуры. Когда она падает, он отключается. Вот и все.
Источник: