Система зажигания необходима для воспламенения топливо-воздушной смеси в двигателе. За все свое время существования, она претерпела незначительные изменения, но мы рассмотрим все типы систем, которые были наиболее распространены.
Классическая система на примере автомобиля Жигули
Кто не помнит советские Жигули? Таких людей в России точно нет. Все ездили, все знают. Итак, чтобы воспламенить смесь в этих моторах, была необходима целая система зажигания. Выглядела она вот так.
Коричневая коробочка — это распределитель зажигания или трамблер. Из него выходят высоковольтные кабели или бронепровода. Один — центральный, приходит с катушки зажигания, другие уходят на свечи.
Будьте осторожны! Напряжение на кабелях достигает 30 кВ, когда мотор работает. Это не смертельно, так как сила тока слабая, но удар будет неприятным. Поэтому трогать их рекомендуем только после остановки двигателя.
Если схематично, то вся эта система выглядит так:
Когда мы поворачиваем ключ в замке зажигания, на катушку 5 приходит 12 Вольт постоянного тока с аккумулятора. Катушка же, представляет собой повышающий трансформатор, который, если в двух словах — повышает напряжение на вторичной цепи. вторичная цепь — это высоковольтный кабель, уходящий на трамблер.
Внутри трамблера стоит бегунок, который вращается синхронно с двигателем с тем же принципом, что и ГРМ, только через шестерни и работает в паре с масляным насосом. Бегунок соединен с центральным кабелем и во время работы двигателя соединяется с контактами других кабелей, идущих на свечи.
Данный контакт происходит в тот момент, когда эта искра в данной свечей определенного цилиндра необходима. Вспоминаем — такт рабочего хода. Выглядит все это хозяйство вот так:
В данном варианте представлена схема с подвижным контактом, которая получила название контактная систем зажигания. Вскоре, впервые на автомобилях семейства Самара она была заменена на более продвинутую — бесконтактную на транзисторных схемах, но и эта система тоже устарела. На смену этой эпохе, когда автомобиль стал чуточку современнее пришла обновленная и более надежная система зажигания.
Новые системы зажигания
Современные системы зажигания двигателей полностью отказались от использования трамблера. Чтобы определить, в каком цилиндре необходима искра, стали применять датчики, контролирующие угловое положение коленчатого вала. По датчику, система определяет, где находится поршень нужного цилиндра, а по нему и остальные. Так она дает импульсы катушке зажигания, которая теперь называется модулем и имеет намного иное строение:
но и это не предел. Уже с начала 2000-х, на дорогах нашей страны уже катаются миллионы автомобилей, в которых используется многокатушечная система зажигания. Это когда на каждую свечу зажигания одевается своя катушка. выглядит это так.
Не сказать бы, что эта система надежнее. Катушки ломаются намного чаще. Тем не менее, их замена не вызывает трудностей и это положительно сказывается на динамике автомобиля.
Вообще, работа системы зажигания серьезно влияет на мощность двигателя. Чем лучше будет искра, тем полнее сгорит топливовоздушная смесь. А соответственно, повысится КПД двигателя внутреннего сгорания. Это очень важно. Так, к примеру, если свеча выходит из строя, искра становится хуже, смесь горит плохо, а значит, автомобиль будет вяло набирать разгон.
Вот и все, что вам нужно знать о работе системы зажигания.
Источник: